|
|
А я Вам, коллега, отвечу. Меня интересует не столько случаи заполнения спецформуляра - на практике я вообще не сталкивался с заказчиками из списка КГБ или из стран, не сотрудничающих с ФАТФ, а равно не совершал по поручению заказчиков сделок на указанные в Законе суммы. И не планирую. Меня больше интересует сам внутренний контроль в смысле необходимости идентификации участников финансовой операции. Это что, они хотят, чтобы я при каждом оказании услуг по регистрации организаций проводил анкетирование? Поэтому я послал в КГК по этому поводу запрос следующего содержания:Свиток: Запрос ...прошу разъяснить, подлежат ли применению меры внутреннего контроля в соответствии со ст. 5 Закона (идентификация участников финансовой операции и т.д.) при оказании следующих юридических услуг, непосредственно не связанных с совершением сделок со средствами или участием в них в качестве поверенного (комиссионера):
- составление учредительных документов организации, изменений и (или) дополнений в указанные документы, составление заявления о государственной регистрации организации, государственной регистрации изменений и (или) дополнений в учредительные документы организации;
- представление учредительных документов организации для их государственной регистрации в регистрирующий орган. При этом оказывающее юридические услуги лицо не действует от имени и по поручению учредителей (участников) такой организации. Услуги заключаются в консультировании, составлении документов и сопровождении учредителей (участников) или их уполномоченных представителей в регистрирующий орган. Все юридически значимые действия, в том числе подписание документов и подача их должностным лицам регистрирующего органа, совершаются лично учредителями (участниками) или их уполномоченными представителями;
- составление проектов договоров, соглашений, иных юридических документов, предоставление консультаций по вопросам совершения сделок со средствами.
И получил такой ответ:Свиток: Ответ КГК В Комитет государственного контроля Республики Беларусь
(далее – Комитет) поступило Ваше обращение от 12 мая 2017 г. о разъяснении порядка применения внутреннего контроля, предусмотренного Законом Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон). При этом сообщаем следующее.
Согласно компетенции, определенной законодательством,
Комитет не наделен правом осуществлять официальное толкование и разъяснятьтребования Закона.
В соответствии со статьями 70 и 73 Закона Республики Беларусь
«О нормативных правовых актах Республики Беларусь» данные права предоставлены органу, принявшему Закон, и (или) иному уполномоченному органу.
Вместе с тем Комитет полагает возможным отметить следующее.
Финансовые операции подлежат особому контролю независимо от того, были они осуществлены или нет, при наличии условий, предусмотренных статьей 7 Закона.
Кроме того, согласно пункту 20 Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля, осуществляемого организациями, оказывающими риэлтерские услуги, организациями и
индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические
услуги, адвокатами и адвокатскими бюро, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 04.10.2016 № 183, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические услуги, адвокаты, адвокатские бюро при выявлении финансовой операции, подлежащей особому контролю, в том числе финансовой операции, вызывающей подозрение,
заполняют и направляют в орган финансового мониторинга специальный формуляр:
при совершении финансовых операций и (или) управлении денежными средствами или иным имуществом от имени и (или) по поручению клиента;
при выполнении полномочий, связанных с созданием
организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса.
В то же время согласно требованиям вышеуказанного пункта при оказании юридических услуг, юридической помощи в виде устных и (или) письменных консультаций, специальный формуляр не
заполняется.
Заместитель
Председателя Комитета А.М.Курлыпо
Из этого содержательного ответа я понял только одно - при консультировании (устном или письменном) спецформуляр заполнять не надо. На все остальные вопросы я ответа не получил.
Да, почему я писал в КГК, а не в Минюст? Закон разрабатывал ДФМ КГК, юруслуги в ст.1 пошли "прицепом" на всякий случай. Поэтому Инструкция Минюста "О требованиях к правилам внутреннего контроля..." составлена в стиле "разбирайтесь сами, нас не трогайте". Боюсь, такой же будет и ответ на запрос о разъяснениях.
То, что оказание юридических услуг по регистрации организации не является осуществлением финансовой операции, коллеги уже не раз обсуждали и на этом, и на других профильных форумах. Но это мнение может не совпадать с мнением КГК и МЮ. А мы их мнения до сих пор не знаем. Оно может быть очень неожиданное, ведь в Законе сказано, что "под лицами, осуществляющими финансовые операции, для целей настоящего Закона понимаются... организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические услуги (юридическую помощь), связанные с созданием организаций". Понимаете, здесь как с представительством в экономических судах: никакой логики и здравого смысла, уборщица баба Маня с предприятия может представлять его интересы в суде при наличии доверенности, а юрист-лицензиат нет. И никому ничего не докажешь, т.к. п. 2 ст. 26 Закона "Об адвокатуре...". Или как с индивидуальными предпринимателями и наемными работниками: сначала придумываем термин "индивидуальный", а затем этим словом мотивируем запрет на наем работников. Ну, ведь он же "индивидуальный", помните?
Например, в ходе создания организации тот же внутренний контроль осуществляют: а) регистрирующий орган при регистрации; б) банк при открытии расчетного счета; в) НКА в случае внесения в уставный фонд объектов недвижимости. Никакой злодей не проскочит.
denya, а Вы что думаете-то? Ведь не просто так темку подняли? |
|
|