Свиток: письмо
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
22 июня 2017 г. № 14-01-06/1612 К
О порядке применения преференциальной поправки и документах, подтверждающих право на ее применение
На основании полномочий, предоставленных статьей 9 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», Министерство антимонопольного регулирования и торговли разъясняет следующее.
В соответствии с подпунктом 1.7 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - постановление № 778) при проведении конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений применяется преференциальная поправка в размере:
15 процентов - в случае предложения участником товаров (работ, услуг) происхождения Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
25 процентов - в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от списочной численности работников.
Преференциальная поправка не применяется в отношении:
1) части товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки, в том числе его лотом (частью). Таким образом, преференциальная поправка не применяется к лоту процедуры государственной закупки, если участником по такому лоту предлагается товар (работа, услуга), в состав которого одновременно входит товар (работа, услуга) производства государств - членов Евразийского экономического союза и иных государств, не входящих в Евразийский экономический союз.
В случае деления предмета государственной закупки на лоты (части) преференциальная поправка применяется к отдельным лотам (частям) в случае, если участником по такому лоту предлагаются только товары (работы, услуги) производства государств - членов Евразийского экономического союза;
2) товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки.
В случае если все участники конкурса или процедуры запроса ценовых предложений имеют право на преференциальную поправку одинакового размера, к примеру, 15 процентов, при оценке и сравнении предложений преференциальная поправка заказчиком (организатором) не применяется.
Вместе с тем преференциальная поправка будет применяться при проведении электронных аукционов, оказывая влияние на формирование начальной цены электронного аукциона согласно части третьей подпункта 1.7 пункта 1 постановления № 778, так как преференциальная поправка применяется на основании заявительного принципа путем указания участником соответствующей информации в экранной форме при подаче предложения и не может быть скорректирована ни оператором электронной торговой площадки, ни заказчиком (организатором).
Кроме того, отмечаем, что в соответствии с требованиями статей 33, 43, 49 Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» конкурсные или аукционные документы, а также документы, представляемые участникам для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, должны содержать условия применения преференциальной поправки, если ее применение установлено Советом Министров Республики Беларусь. В случае отсутствия в указанных документах информации о перечне документов, подтверждающих право на преференциальную поправку, потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право обратиться к заказчику (организатору) за разъяснением в порядке, установленном законодательством о государственных закупках.
Учитывая нормы постановления № 778, в случае предложения товаров (работ, услуг), страной происхождения которых является Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация (государства - члены Евразийского экономического союза), либо в случае предложения товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от списочной численности работников, документы, утвержденные заказчиком (организатором) и размещенные на официальном сайте и (или) электронной торговой площадке, должны содержать в том числе перечень документов, подтверждающих право на преференциальную поправку.
Документами, подтверждающими право на применение преференциальной поправки в размере 15 процентов, являются:
1) при проведении процедуры государственной закупки товаров - сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами либо выдаваемый Торгово-промышленной палатой Республики Армения, Республики Казахстан и Российской Федерации, или сертификат продукции собственного производства, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами.
С 13 августа 2017 г. документом, подтверждающим право на применение преференциальной поправки при проведении процедуры государственной закупки товара, происходящего из Кыргызской Республики, является сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Кыргызской Республики;
2) при проведении процедуры государственной закупки работ (услуг) - свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Преференциальная поправка в размере 25 процентов применяется в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов, признанных таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, составляет не менее 50 процентов от списочной численности работников. В данном случае подтверждающим документом кроме вышеуказанных является справка, подписанная руководителем такой организации.
При этом необходимо подчеркнуть, что при проведении процедуры государственной закупки товара преференциальная поправка применяется не только к цене предложения организации, в которой численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от списочной численности работников, но и к иной организации, предлагающей товар производства организации, в которой численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от списочной численности работников.
Кроме того, отмечаем, что заявительный принцип применения преференциальной поправки предусмотрен только частью второй пункта 2 статьи 45 Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в отношении электронного аукциона), когда участник обязан в первом разделе предложения сделать заявление о праве на применение преференциальной поправки в случае, если таким участником предложен товар (работа, услуга), на который распространяется национальный режим, и применение преференциальной поправки установлено Советом Министров Республики Беларусь.
Соответственно, в случае, если заказчиком (организатором) в конкурсных или аукционных документах, документах, представляемых участникам для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений:
предусмотрено наличие в первом разделе предложения участника заявления о праве на применение преференциальной поправки и такое заявление сделано (характерно для электронного аукциона), но при этом во втором разделе предложения отсутствуют документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, то предложение такого участника отклоняется как несоответствующее требованиям конкурсных, аукционных документов или документов, представляемых участникам для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, либо в связи с тем, что участником в предложении направлены недостоверные документы и сведения;
не предусмотрено наличие в предложении участника заявления о праве на применение преференциальной поправки (характерно для конкурсов и процедур запроса ценовых предложений), но такое заявление сделано участником в его предложении и подтверждено соответствующими документами либо в предложении содержатся документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, без наличия заявления о таком праве со стороны участника, либо участником сделано заявление об отсутствии такого права, но представлены подтверждающие право на применение преференциальной поправки документы, то его предложение при оценке и сравнении предложений рассматривается заказчиком (организатором) с учетом преференциальной поправки.
Одновременно считаем необходимым отметить, что сертификат о происхождении товара формы СТ-1 выдается на товар, а не конкретному участнику. В свою очередь, принадлежность к продукции (работам, услугам) собственного производства подтверждается сертификатом продукции собственного производства и сертификатом работ и услуг собственного производства. Соответственно, сертификат продукции собственного производства выдается на продукцию.
Таким образом, подчеркиваем, что преференциальная поправка применяется к товару (работе, услуге), указанному в предложении участника и являющемуся предметом государственной закупки.
Кроме того, в ситуации, когда наименование участника не совпадает с наименованием организации-производителя, указанным, к примеру, в сертификате продукции собственного производства, выданном на товар, являющийся предметом государственной закупки, и представленном в предложении участника, предложение такого участника не может быть отклонено, если в конкурсных, аукционных документах либо документах, представляемых участникам для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, отсутствует требование о необходимости документального подтверждения факта передачи товара и (или) сертификата организации, принимающей участие в процедуре государственной закупки.
В этой связи рекомендуем заказчикам (организаторам) соответствующее требование устанавливать в конкурсных, аукционных документах либо документах, представляемых участникам для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений.
В связи с подписанием настоящего письма письмо Министерства торговли от 11.04.2016 № 14-07/926 К считать утратившим силу.
Министр
В.В.Колтович