В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторое содержимое портала может отображаться некорректно. Для правильной работы всех функций портала включите, пожалуйста, JavaScript в настройках вашего браузера.
Close

Вход на сайт

Для входа можно использовать учётную запись, созданную на любом из сайтов Нормативка.by, Бухгалтер.by, Кадровик.by, Экономист.by.


 
RSS Печать

Юриддическая сила НПА

Рубрика: Административное право
Ответов: 23

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

Рина
Статус неизвестенРина
[e-mail скрыт]
Беларусь, Борисов
#11[196] 14 декабря 2010, 19:14
Закон превыше всего, т.е имеет большую юридическую силу. А кодекс- свод законов. Читай то же самое. Указы и Декреты не должны перечить закону, а лишь восполнять пробелы или носят временный характер.
Бульба
Статус неизвестенБульба
[e-mail скрыт]
РБ, Минск
#12[219] 15 декабря 2010, 9:35
AmSmiling писал(а):
... Декрет - Указ - Кодекс - Закон - ...
Alenka писал(а):
Декрет и Указ - выше
и все бы хорошо, да вот только "бунт на корабле"?:
Рина писал(а):
Закон превыше всего, т.е имеет большую юридическую силу...
Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года»
SMITH
Статус неизвестенSMITH
[e-mail скрыт]
Беларусь, Жлобин
#13[220] 15 декабря 2010, 10:02
Вот, на мой взгляд, яркий пример того, что в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

9 июля 2009 г.

Согласно условиям заключенного с работником контракта, он несет полную материальную ответственность за ущерб, причиненный нанимателю излишними денежными выплатами

(Извлечение)

Прокурор Добрушского района обратился в суд в интересах КУП «Д.К.» с иском о возмещении ущерба в сумме 3 500 000 руб., причиненного излишними денежными выплатами, к М. (начальнику цеха благоустройства и озеленения) и Ж. (вальщику леса предприятия).

Решением суда Добрушского района требования прокурора удовлетворены частично: в пользу КУП «Д.К.» с М. взыскано 122 240 руб., с Ж. – 135 540 руб.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Гомельского областного суда решение суда оставлено без изменения.

Постановлением президиума Гомельского областного суда отклонен протест прокурора Гомельской области.

Заместитель Генерального прокурора принес протест об отмене вынесенных судебных постановлений, ссылаясь на то, что судом не учтено действующее законодательство, регулирующее материальную ответственность работников перед нанимателем, а также наличие контрактов с ответчиками.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда от 9 июля 2009 г. состоявшиеся по делу судебные постановления отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции исходя из следующего.

Установлено, что за допущенные по вине обоих ответчиков нарушения законодательства о труде Гомельским областным отделом Департамента государственной инспекции труда на КУП «Д.К.» наложен штраф в размере 3 500 000 руб., который уплачен 28 июня 2008 г. В связи с чем предприятию причинен материальный ущерб на указанную сумму.

Удовлетворяя частично требования прокурора, суд, сославшись на ч. 2 ст. 402 ТК, мотивировал решение тем, что ответчики, несмотря на заключенные с ними контракты, предусматривающие полную материальную ответственность за излишние денежные выплаты, должны нести ограниченную материальную ответственность согласно п. 15.2 коллективного договора предприятия, заключенного 1 августа 2008 г. Кроме того, уменьшая размер подлежащего возмещению ущерба, суд сослался на имущественное положение ответчиков.

С выводом суда о том, что ответчики должны нести ограниченную материальную ответственность, согласились судебная коллегия по гражданским делам и президиум Гомельского областного суда.

Вместе с тем выводы судов не согласуются с действующим законодательством.

Из материалов дела следует, что с М. и Ж. 3 мая 2008 г. и 25 октября 2007 г. соответственно заключены контракты, предусматривающие полную материальную ответственность за ущерб, причиненный нанимателю по вине работников излишними денежными выплатами.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 ТК контракт является разновидностью срочного трудового договора, содержащего особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде. Правовой основой для заключения контрактов служит Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).

Согласно подпункту 2.8 п. 2 Декрета № 29 контракт, заключенный с работником, должен предусматривать полную материальную ответственность за ущерб, причиненный работником излишними денежными выплатами.

В силу ч. 3 ст. 10 Закона от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (с последующими изменениями и дополнениями) в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

С учетом изложенного ссылка судов на ч. 2 ст. 402 ТК несостоятельна. Ответчики должны нести полную материальную ответственность в соответствии с условиями заключенного с ними контракта, что не было учтено при вынесении судебных постановлений.
Лена
Статус неизвестенЛена
[e-mail скрыт]
Беларусь, Минск
#14[226] 15 декабря 2010, 10:24
после вступления в силу Декрета Президента №1, которым было утверждено Положение о государственной регситрации юридических лиц, Гражданский Кодекс действовал в части, не противоречащей Декрету.
Анна
Статус неизвестенАнна
[e-mail скрыт]
Беларусь, Минск
#15[242] 15 декабря 2010, 11:29
А что здесь никто ст. 10 Закона о НПА не привел - там же все написано: Статья 10. Юридическая сила нормативных правовых актов

Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь.
В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.
Законы, декреты, указы, постановления палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
(часть пятая статьи 10 в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2008 N 410-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.
Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.
Юридическая сила уставов, положений, инструкций, регламентов и правил определяется юридической силой нормативного правового акта, которым они утверждаются.
Нормативный правовой акт вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоящего государственного органа (должностного лица).
Новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица).
Нормативный правовой акт, принятый (изданный) государственным органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к нормативному правовому акту государственного органа (должностного лица) одного уровня, если государственный орган (должностное лицо), принявший (издавший) такой акт, специально уполномочен на регулирование определенной области общественных отношений.
Структурные подразделения государственных органов не вправе принимать акты нормативного характера, если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь.


А если кратко: есть 1. Конституция 1 (2) Решения референдума 1 (3) Программный закон (я что-то таких сходу и не припомню) 2. Временный декрет, указ Президента 3. 3 (1) ГК, 3 (2) другие кодексы 4. Законы 5. Декреты, Указы - изданаые на основании Законов 6. Постановления КС, ВС, ВХС, СМ и т.д. 7. Постановления Министерств и т.д.
Сергей Иванович
Статус неизвестенСергей Иванович
[e-mail скрыт]
Слоним
#16[244] 15 декабря 2010, 11:38
Можно много спорить. Но практика у нас такова, как пример:
"Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.1999 № 16
О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
16 декабря 1999 г. № 16

О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ
ДОГОВОРОВ

[Изменения и дополнения:
Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь от 23 декабря 2003 г. № 12
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
2004 г., № 5, 6/386);
Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь от 6 апреля 2005 г. № 7 (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 70,
6/436) ;
Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь от 26 сентября 2008 г. № 11
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
2008 г., № 279, 6/713)]
…..

Частью второй пункта 2 статьи 3 ГК установлено, что в случае
расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с ГК
или другим законом ГК или другой закон имеют верховенство лишь
тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были
предоставлены законом. Поэтому декрет или указ Президента Республики
Беларусь, изданные не в связи с предоставленными законом
полномочиями на их издание и имеющие расхождения с ГК или другим
законом, должны применяться хозяйственными судами как акты более
высокой юридической силы по отношению к ГК или другому закону
независимо от даты вступления в силу указа или декрета.

"
Бульба
Статус неизвестенБульба
[e-mail скрыт]
РБ, Минск
#17[246] 15 декабря 2010, 11:46
Всем спасибо!

Дело в том, Анна, что я читал Закон о НПА и особенно внимательно ст. 10, после чего задался вопросом, а что же весомее: Декрет (Указ) или Кодекс. О такой ситуации не сказано. Приходится домысливать, но я юридически вопиюще неграмотен. *WALL*
...
В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
...
Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.
...
А что такое, например Декрет?:
...
Декрет Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.
...
%)
Бульба
Статус неизвестенБульба
[e-mail скрыт]
РБ, Минск
#18[247] 15 декабря 2010, 11:50
Спасибо!

Ну, и дабы еще один пробел устранить, может кто-либо сможет доступным, простым языком, может на примере, объяснить мне еще:
...
В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
...
Как узнать о полномочиях?
Сергей Иванович
Статус неизвестенСергей Иванович
[e-mail скрыт]
Слоним
#19[251] 15 декабря 2010, 12:01
Бульба писал(а):
Спасибо!

Ну, и дабы еще один пробел устранить, может кто-либо сможет доступным, простым языком, может на примере, объяснить мне еще:
...
В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
...
Как узнать о полномочиях?
В преамбуле Декрета будет прописано каким НПА предоставлены "полномочия". Если Вы посмотрите Декреты, то там сейчас прописывается ч.3 ст.101 Конституции.
Kate Soul
Статус неизвестенKate Soul
[e-mail скрыт]
Беларусь, Минск
#20[252] 15 декабря 2010, 12:02
Свиток: Статья 85 Конституции
Статья 85. Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.
Свиток: Статья 101 Конституции
Статья 101. Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.
Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены.

Для того чтобы ответить в этой теме, Вам необходимо войти в систему или зарегистрироваться.



Порталы для специалистов

Уведомления
Статистика форума
Дни рождения

Сегодня свой день рождения празднуют 35 пользователей.

Посмотреть все

Ближайшие праздники