Свиток: законодательные акты по ранжиру
Акты законодательства
Прежде всего закон выделяет законодательные акты, к каковым относятся Конституция, законы, декреты и указы Президента.
Высшую юридическую силу в нашей стране имеет Конституция - Основной Закон РБ. В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией действует Конституция. На втором месте в правовой иерархии стоят решения референдума. Затем следуют программные законы, принимаемые в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам.
Наибольший практический интерес представляет группа нормативно-правовых актов, занимающая следующие ступени иерархии.
Во-первых, это кодексы -- законы, обеспечивающие полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. Гражданский кодекс (регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения) имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.
Во-вторых, законы РБ -- они закрепляют принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
В-третьих, декреты Президента. Эти нормативные правовые акты также имеют силу закона. Причем, декреты должны издаваться либо на основании делегированных Парламентом Главе государства законодательных полномочий, либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.
В четвертых, указы. Данные нормативные правовые акты издаются в целях реализации полномочий Президента и устанавливают (изменяют, отменяют) определенные правовые нормы.
Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента - Национального собрания РБ, Совета Министров, Пленума Верховного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда, актам Генерального прокурора и иным нормативным правовым актам.
Постановления республиканских органов государственного управления и Национального банка (Правления НБ РБ, Совета директоров НБ РБ), принимаются во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.
Решения органов местного управления и самоуправления - нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.
Общие правила определения юридической силы
Общими правилами определения юридической силы нормативного правового акта являются:
нормативный правовой акт вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоящего государственного органа (должностного лица);
новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица);
нормативный правовой акт, принятый (изданный) государственным органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к нормативному правовому акту государственного органа (должностного лица) одного уровня, если государственный орган (должностное лицо), принявший (издавший) такой акт, специально уполномочен на регулирование определенной области общественных отношений.
Структурные подразделения государственных органов не вправе принимать акты нормативного характера, если иное не определено законодательными актами РБ.
Ненормативные правовые акты
Кроме того законодательством определены правовые акты, не являющиеся нормативными. К ним относятся правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными.
К ненормативным правовым актам относятся:
распоряжения Президента, если иное не предусмотрено Президентом;
распоряжения председателей палат Парламента - Национального собрания;
распоряжения Премьер-министра;
акты прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора;
акты органов записи актов гражданского состояния;
иные правовые акты, не являющиеся нормативными в соответствии с частью первой настоящей статьи.
Международные договоры
Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Вместе по сложившейся практике (в том числе судебной), если нормы международного договора противоречат требованиям национального законодательства, то приоритет обычно отдается вторым.
Международные договоры вступают в силу для Республики Беларусь после выражения согласия РБ на обязательность для нее международного договора в соответствии с законодательством в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или иным образом согласованные между договаривающимися сторонами.
Таковы основные положения законодательства Беларуси в отношении юридической силой нормативных правовых актов. В нормотворческой и правоприменительной практике, однако, имеется немало случаев, когда они по тем или иным причинам нарушаются, что делает белорусское законодательство противоречивым, а также вызывает необходимость внесения в него многочисленных изменений. Данные недостатки, особенно в сфере налогового законодательства, были подвергнуты критике президентом в его послании к Национальному собранию. (С)