В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторое содержимое портала может отображаться некорректно. Для правильной работы всех функций портала включите, пожалуйста, JavaScript в настройках вашего браузера.
Close

Вход на сайт

Для входа можно использовать учётную запись, созданную на любом из сайтов Нормативка.by, Бухгалтер.by, Кадровик.by, Экономист.by.


 
RSS Печать

Реорганизация в форме присоединения

Рубрика: Гражданское право
Ответов: 2

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

« Первая ← Пред.1 След. → Последняя (1) »
Ольга
Статус неизвестенОльга
[e-mail скрыт]
#1[54300]  24 сентября 2015, 19:36
Оценок нет
здравствуйте, помоги пожалуйста *HELP* вопрос: к нашей организации "А" присоединяется организация "Б", какие документы необходимо сделать для организация "А", какие непосредственно обязанности юриста при присоединении организаций?
Наталья
Статус неизвестенНаталья
[e-mail скрыт]
Беларусь, Минск
#2[54335] 25 сентября 2015, 13:39
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ООО "А"
В ФОРМЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ООО "Б"

Е.Ю.ГАВДУР,
юрист ООО "ПрогнозБел"

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 4 апреля 2014 г.

До начала процедуры реорганизации необходимо удостовериться, что ООО "А" не включено в координационный план контрольной (надзорной) деятельности. Если ООО "А" включено в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, то принятие решения о реорганизации необходимо отложить до проведения (завершения) плановой проверки в отношении ООО "А".
В силу подп. 9.2 п. 9 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" реорганизация может повлечь проведение налоговым органом внеплановой проверки предприятия.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" (далее - Закон N 2020-XII) присоединением к хозяйственному обществу признается прекращение деятельности одного или нескольких присоединяемых хозяйственных обществ и (или) одного или нескольких юридических лиц иных организационно-правовых форм с передачей прав и обязанностей последних хозяйственному обществу, к которому осуществляется присоединение.
Такая реорганизация считается состоявшейся с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ООО "А").
Следовательно, лицо, к которому произошло присоединение (ООО "Б"), продолжает свою обычную деятельность. При этом остаются прежними его фирменное наименование, учетный номер плательщика, счет в банке, специальные разрешения (лицензии), сертификаты и т.д.
Рассмотрим подробнее основные стадии реорганизации ООО "А" в форме присоединения к ООО "Б".

Справочно. Данный алгоритм предусматривает общий порядок действий
среднестатистических субъектов хозяйствования при реорганизации в форме
присоединения. В определенных случаях при реорганизации субъектов
хозяйствования в форме присоединения необходимо учитывать положения Закона
Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII "О противодействии
монополистической деятельности и развитии конкуренции".

Этап 1. Принятие решения о реорганизации
в форме присоединения

Решение о реорганизации принимается органом юридического лица, уполномоченным на то уставом.
В решении о реорганизации должна быть отражена информация о (об):
- реорганизации юридического лица в форме присоединения;
- возложении на руководителя юридического лица обязанности письменно уведомить его кредиторов о предстоящей реорганизации (для присоединяемого юридического лица);
- определении даты, по состоянию на которую проводится инвентаризация имущества юридического лица и составляется передаточный акт (для присоединяемого юридического лица);
- размере вклада присоединяемого юридического лица в уставный фонд юридического лица, к которому происходит присоединение (в случае увеличения размера уставного фонда юридического лица, к которому происходит присоединение).

Справочно. По общему правилу размер уставного фонда юридического лица,
к которому в результате реорганизации происходит присоединение, равен сумме
размеров уставных фондов всех субъектов, участвующих в реорганизации.
Однако размер уставного фонда данного юридического лица может быть и
больше, чем указанная выше сумма. В этом случае необходимо заранее
определить, за счет чьих вкладов произойдет увеличение уставного фонда. В
данном алгоритме рассматривается ситуация, когда уставный фонд юридического
лица, к которому происходит присоединение, в результате реорганизации
становится равен сумме размеров уставных фондов всех субъектов, участвующих
в этой процедуре;

- предоставлении полномочий на заключение договора о присоединении.

Этап 2. Заключение договора о присоединении

В договоре о присоединении определяются порядок и условия присоединения, размер уставного фонда, размер долей и вкладов участников в уставный фонд после присоединения, а также порядок голосования на совместном общем собрании юридических лиц, участвующих в присоединении.

Этап 3. Утверждение договора о присоединении

Утверждение договора о присоединении происходит путем принятия соответствующего решения уполномоченным органом каждого из участвующих в присоединении юридических лиц согласно порядку, установленному уставом ООО "А" и уставом ООО "Б".

Справочно. При реорганизации юридического лица в форме присоединения
общее собрание участников каждого из участвующих в присоединении
юридических лиц неоднократно принимает решение о реорганизации юридического
лица, а именно:
1-й раз: решение, в котором непосредственно выражено намерение о
реорганизации юридического лица в форме присоединения;
2-й раз: на стадии подписания договора о присоединении;
3-й раз: на стадии утверждения договора о присоединении.

Этап 4. Уведомление заинтересованных лиц
реорганизуемого лица (ООО "А")

4.1. Уведомление работников.
При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются (ч. 3 ст. 36 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК)).
Несмотря на то что законодательство не предусматривает обязанности уведомления работников о реорганизации, во избежание возможных споров целесообразно направить каждому работнику уведомление в письменной форме, в тексте которого необходимо предусмотреть поле, где работник будет вправе собственноручно отразить свое согласие или несогласие с продолжением трудовых отношений при реорганизации.
Если должности будут сохранены и будут изменены существенные условия трудового договора (наименование, место работы, режим работы и т.д.), необходимо не позднее чем за месяц уведомить работников о предстоящих изменениях.
При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности, а равно при отказе работника от продолжения работы в связи с существенным изменением условий труда трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 35 ТК.
Если в новом штатном расписании ООО "Б" должности работников не будут сохранены, то проводится сокращение работников, а значит, для предупреждения работников установлен срок не позднее чем за 2 месяца до увольнения и трудовой договор может прекращаться в соответствии с пунктом 1 статьи 42 ТК.
Из содержания статьи 42 ТК следует, что работников в таком случае необходимо увольнять по сокращению численности или штата работников с соблюдением требований, касающихся порядка и условий увольнения по данному основанию (в частности, с выплатой выходного пособия в размере не менее 3-кратного среднемесячного заработка).
4.2. Уведомление кредиторов.
Пункт 1 статьи 56 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) в целях защиты интересов кредиторов юридического лица при его реорганизации устанавливает обязанность письменно уведомить о реорганизации кредиторов такого юридического лица.
Письменное уведомление может происходить как посредством размещения печатного объявления в средстве массовой информации, так и посредством направления индивидуальных уведомлений каждому из кредиторов.
Отметим, что согласно пункту 2 статьи 56 ГК кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
4.3. Уведомление государственных органов.
Согласно подпункту 1.9.3 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик обязан уведомить налоговый орган по месту постановки на учет (ИМНС) о принятии решения о реорганизации организации в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.
Аналогичная обязанность установлена в отношении органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ФСЗН) абзацем 10 пункта 26 Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 40 "О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты", согласно которому плательщик обязан сообщать письменно в органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по месту постановки на учет о принятых решениях о реорганизации в течение 5 рабочих дней со дня принятия таких решений.
Кроме вышеуказанного в соответствии с абзацем 13 пункта 298 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 "О страховой деятельности", страхователь обязан своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации.

Этап 5. Издание приказа о проведении инвентаризации.
Проведение инвентаризации

После принятия решения о реорганизации юридического лица издается приказ на проведение инвентаризации.
Абзац 2 пункта 2 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности" предусматривает необходимость проведения инвентаризации имущества при реорганизации.
Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств урегулирован Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180 "Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь".

Этап 6. Составление передаточного акта ООО "А",
его последующее утверждение

После проведения инвентаризации необходимо приступить к составлению передаточного акта.
Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (пункт 1 статьи 55 ГК).
Передаточный акт должен быть утвержден участниками юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации.
В силу того что передаточный акт составляется раньше, чем присоединяемое юридическое лицо исключается из ЕГР, деятельность присоединяемой организации не прекращается и как результат по имуществу и обязательствам присоединяемой организации до момента прекращения ее деятельности происходят определенные изменения.
В связи с этим на дату, предшествующую дате внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица, присоединяющаяся организация должна составить заключительную бухгалтерскую отчетность. Организация, к которой произведено присоединение, составляет вступительную бухгалтерскую отчетность путем построчного объединения числовых показателей своей отчетности и заключительной бухгалтерской отчетности присоединенной организации.

Этап 7. Проведение совместного общего собрания участников
юридических лиц, участвующих в присоединении

Совместное общее собрание участников юридических лиц, участвующих в присоединении, принимает решение о внесении изменений и дополнений в устав ООО "Б", к которому осуществляется присоединение.
Порядок голосования на совместном общем собрании определяется договором о присоединении либо на этом совместном общем собрании (часть 2 статьи 17 Закона N 2020-XII).

Этап 8. Проведение государственной регистрации изменений
и дополнений, вносимых в устав ООО "Б"

Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав ООО "Б", в соответствии с пунктом 16 Положения о государственной регистрации, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", в регистрирующий орган представляются:
заявление о государственной регистрации;
изменения и (или) дополнения в двух экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу, без нотариального засвидетельствования, их электронная копия (в формате .doc или .rtf). По желанию устав может быть представлен в новой редакции;
оригинал свидетельства о государственной регистрации присоединенной организации в случае реорганизации организации в форме присоединения;
легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - в случае изменения состава участников, если новым собственником имущества, участником является иностранная организация;
копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - в случае изменения состава участников, если новым участником является иностранное физическое лицо;
оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Кроме вышеназванных документов представляются также документы, подтверждающие полномочие на подписание заявления о государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в устав (приказ - для руководителя, доверенность - для представителя интересов юридического лица).
С момента государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в устав ООО "Б", ООО "А" прекращает свое существование и исключается из ЕГР.

Этап 9. Организационные действия и процедуры,
связанные с реорганизацией

9.1. Снятие с учета ООО "А" в государственных органах.
После исключения ООО "А" из ЕГР ООО "Б" необходимо направить в ИМНС, ФСЗН, РУП "Белгосстрах", органы статистики уведомления (в произвольной форме) о реорганизации ООО "А" путем присоединения к ООО "Б".
Датой снятия с учета является дата получения указанными органами соответствующего уведомления.
9.2. Уничтожение печати ООО "А". Поскольку на печатях ООО "А" отсутствует изображение Государственного герба Республики Беларусь, то они уничтожаются следующим образом.
Печати коммерческих организаций, зарегистрированных до 01.02.2009, разрешение на право изготовления которых выдавалось регистрирующими органами, сдаются для уничтожения в эти регистрирующие органы, которые в свою очередь выдают квитанции, подтверждающие факт уничтожения печати.
Перечень документов, представляемых в регистрирующие органы, и процедура получения указанной квитанции законодательством не определены.
На практике в регистрирующий орган представляются:
- заявление, подписанное руководителем коммерческой организации, с указанием причин уничтожения печати, а также данных документа, удостоверяющего личность лица, являющегося представителем субъекта (фамилия, собственное имя, отчество, серия (при наличии), номер, идентификационный номер (при наличии), наименование государственного органа, выдавшего документы, дата выдачи), и в котором проставлен оттиск уничтожаемой печати;
- уничтожаемая печать.
Коммерческие организации, зарегистрированные после 01.02.2009, уничтожают печать самостоятельно следующим образом: руководителем коммерческой организации назначается комиссия, которая уничтожает печать и составляет соответствующий акт с приложением оттисков уничтожаемой печати.
Акт об уничтожении печатей подписывается членами комиссии и утверждается руководителем коммерческой организации.
9.3. Уведомление банка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК по передаточному акту к ООО "Б" с момента государственной регистрации изменений в устав перешли все права и обязанности ООО "А", в том числе право распоряжения расчетным счетом ООО "А". На основании указанного уведомления и документов о произошедшей реорганизации расчетный счет ООО "А" может быть переоформлен на ООО "Б". Решение о закрытии этого счета будет полномочно принять руководство ООО "Б" (уже как своего собственного расчетного счета).
Процедура закрытия расчетного счета в определенном банке определяется локальным нормативным правовым актом этого банка.
Целесообразно предварительно закрыть счета ООО "А" до реорганизации, при этом денежные средства можно перечислить со счетов ООО "А" на счет ООО "Б", руководствуясь передаточным актом.
9.4. Внесение записей в трудовые книжки работников ООО "А".
В трудовые книжки работников, трудовые отношения с которыми были продолжены после реорганизации, отдельной строкой в графе 3 должна быть произведена соответствующая запись, а в графе 4 записываются номер и дата приказа, на основании которого изменения произведены (пункт 34 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 09.03.1998 N 30).

Этап 10. Действия, связанные с хозяйственной
деятельностью ООО "Б"

10.1. Специальные разрешения (лицензии).
В случае присоединения лицензиата - юридического лица к другому юридическому лицу, которое имеет лицензию на аналогичный вид деятельности, последнее из них вправе продолжить осуществление соответствующей лицензируемой деятельности на основании ранее выданной лицензии, если указанные в ней сведения не изменились. В случае если данные сведения изменились, реорганизованное юридическое лицо в месячный срок со дня внесения в ЕГР записи об исключении из него присоединенного юридического лица обязано внести в лицензию изменения и (или) дополнения в порядке, предусмотренном в пунктах 66 - 68 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В случае присоединения лицензиата - юридического лица к другому юридическому лицу, которое аналогичной лицензии не имеет, последнее из них при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности присоединенного юридического лица в месячный срок со дня внесения в ЕГР записи об исключении из него присоединенного юридического лица обязано обратиться за выдачей новой лицензии.
10.2. Разрешения на проведение валютных операций, связанных с движением капитала.
В случае реорганизации ООО "А" в форме присоединения к ООО "Б" ООО "Б" в течение месяца со дня внесения в ЕГР сведений о прекращении деятельности присоединенного юридического лица обязано подать в Национальный банк Республики Беларусь заявление с приложением необходимых документов для получения нового разрешения в установленном порядке (пункт 23 Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.01.2008 N 15 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, и внесении изменения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 8 августа 2007 г. N 159").
10.3. Внешнеторговые операции.
В соответствии с абзацем 5 подпункта 1.16 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" при реорганизации резидента ООО "А" необходимо перерегистрировать сделку по внешнеторговому договору.
Для перерегистрации сделки в связи с реорганизацией резидента в банк представляются документы, подтверждающие правопреемство, а также оригинал или копия внешнеторгового договора (приложения к договору), на первых листах которых проставляются оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка.
10.4. Переоформление правоустанавливающих документов на недвижимое имущество.
Государственной регистрации согласно пункту 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 N 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" подлежат возникновение, переход, прекращение права собственности.
10.5. Инвентаризация неиспользованных бланков строгой отчетности. Уведомление инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь о состоявшейся реорганизации.
Не позднее пяти рабочих дней со дня внесения записи об исключении организации из ЕГР ООО "Б" должно представить в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь заявление произвольной формы о произошедшей реорганизации с указанием наименования реорганизованной организации и акт инвентаризации неиспользованных бланков с указанием типов, кодов, серий, номеров бланков и их количества.
В случае реорганизации в заявлении также указываются данные о правопреемнике (правопреемниках) организации, которому (которым) переданы бланки. Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь передает соответствующие изменения в электронный банк данных в порядке и сроки, установленные законодательством об административных процедурах, осуществляемых налоговыми органами.
Остатки неиспользованных бланков реорганизуемой организации подлежат дальнейшему использованию ее правопреемником (правопреемниками) (пункт 19 Инструкции о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 12.08.2011 N 33/77/17).

Этап 11. Действия и процедуры в сфере договорных отношений

Немаловажным является вопрос о статусе хозяйственных договоров, заключенных ООО "А".
Отметим, что действующее законодательство не требует перезаключения всех хозяйственных договоров, стороной которых является реорганизованное юридическое лицо, или внесения в них изменений, если в тексте договора не предусмотрена обязанность письменного уведомления контрагента об изменениях своих реквизитов и необходимости подписания дополнительных соглашений к договору либо если подобное требование не установлено законодательством для отдельных видов договоров. Однако для продолжения сотрудничества с контрагентами реорганизованной организации ООО "А" по неисполненным договорам целесообразно уведомить их о произошедшей реорганизации и сообщить новые реквизиты (данные о расчетных счетах, адресах получения / поставки товара и т.п., уполномоченных лицах), если они изменились.
Наталья
Статус неизвестенНаталья
[e-mail скрыт]
Беларусь, Минск
#3[54336] 25 сентября 2015, 13:48
реорганизация коммерческих организаций, создание коммерческих организаций и объединений хозяйствующих субъектов осуществляются с согласия антимонопольного органа, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, при условии, что балансовая стоимость активов одной из реорганизуемых коммерческих организаций, одного из учредителей создаваемой коммерческой организации, являющегося юридическим лицом, создаваемых объединений хозяйствующих субъектов, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, превышает сто тысяч базовых величин или объем выручки одной из реорганизуемых коммерческих организаций, одного из учредителей создаваемой коммерческой организации, являющегося юридическим лицом, создаваемых объединений хозяйствующих субъектов от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году реорганизации, создания, превышает двести тысяч базовых величин либо если один из названных субъектов включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий. При этом размер базовой величины определяется на день получения антимонопольным органом соответствующего заявления.
« Первая ← Пред.1 След. → Последняя (1) »

Для того чтобы ответить в этой теме, Вам необходимо войти в систему или зарегистрироваться.



Порталы для специалистов

Уведомления
Статистика форума
Дни рождения

Сегодня свой день рождения празднуют 26 пользователей.

Посмотреть все

Ближайшие праздники